Прочитал "Пражское кладбище", которое стало моей первой книгой Умберто Эко (хотел начать с "Имени розы", но ее не было в библиотеке). Думаю, что без ущерба для повествования она могла бы быть на треть короче. Ну и несколько цитат оттуда:
"Может ли считаться глупцом тот, кто так замечательно обделал собственные дела?" (читая это, думал о чиновниках и депутатах, которых принято считать дураками)
"Деспотия опирается на всеобщее голосование избирателей!"
"Но сказал же папа рыцарям, штурмовавшим альбигойский Безье: для верности перебейте всех, Господь отберет своих." (эта цитата основана на историческом факте, связанном со взятием Безье в 1209 году. В Википедии, правда, она звучит так: «Убивайте всех! Господь отличит своих». Это прекрасно, не правда ли?)
(Рачковский):
"Я намерен укреплять моральные устои русского народа и не желаю (или, лучше сказать, не желают те, чьи желания для меня закон), чтобы этот народ поворотил свое недовольство против царя. Так что нужно иметь врага. … Дарить надежду собственному народу – именно для этого нужен враг. … Самоосознание строится на ненависти. Ненависти к тем, кто отличается. Ненависть необходимо культивировать. Это гражданская страсть. Враг – это друг всех народов. Нужно кого-то ненавидеть, чтобы оправдывать собственную мизерность. Ненависть – истинная природная страсть. Аномальна как раз любовь. … Никого не пролюбишь всю жизнь. Не пролюбишь: вот и измены, и матереубийства, и предательства друзей. А проненавидеть всю жизнь очень даже можно. Лишь бы предмет страсти не девался никуда и все торчал на одном месте, разжигая нашу ненависть. Ненависть греет душу".
"Имя розы" попроще, зато увлекательно. "Маятник Фуко" - наверное самая сильная вещь, но несколько перегружена интеллектуальными заморочками и поэтому довольно сложна для восприятия. "Остров накануне" - показалась затянутой. Ну а "Баудолино" всячески рекомендую: как пустили на конвейер производство христианских святынь в Иерусалиме - это просто песня!
Кстати, если нравится интеллектуальная (и при этом увлекательная) проза, могу еще посоветовать Нила Стивенсона.